«СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном мире как одной из важнейших проблем, так и незыблемой основой благосостояния большинства людей является успешное трудоустройство молодёжи, ищущей ограничения возможностей здоровья (ОВЗ) или инвалидность.

трудоустройство инвалид photo

В реальных условиях недостаток экономической и социальной стабильности мешает плодотворной интеграции таких молодых людей в рыночное пространство и затрудняет результативный выход на рынок труда даже образованной молодежи.

Для развития самоориентации и самореализации, снижения социальных напряжённости, субъективных пессимизма и неуверенности в своих силах назревает необходимость содействия трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе: колледже и/или вузе.

Актуальность проекта обусловлена тем, что вопрос трудоустройства для выпускника с ОВЗ и инвалидностью любой профессиональной школы, в том числе и в значительной степени для ТулГУ, как ведущего образовательного учреждения региона, является важной и насущной проблематикой как социального, так и личностного характера.

Субъективный пик наступает в последние годы обучения студента, когда профессиональное будущее становиться реальным вопросом ближайшего времени.

С другой стороны, значимым становится трудоустройство по специальности, что обусловлено полученными компетенциями и следующей из этого плодотворной деятельностью с достойной материальной мотивацией.

Новизна проекта определяется комплексным, репрезентативным подходом в со-действии трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе.

Целью работы Поляковой Анны Дмитриевны, которая сама является студентом с инвалидностью, является комплексное исследование содействие трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе на базе функционирующего Регионального центра содействия трудоустройству Тульского государственного университета, волонтёром-рекрутером которого является автор.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие теоретико-практические задачи:
1. Детальное изучение особенностей потребности соответствующей молодёжи.
2. Анализ имеющихся механизмов содействие рекрутинговой социализации студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе.
3. Личное видение автора.

ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ
С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Оценка молодёжи со стороны различных теорий, практиков молодёжной политики показывает уникальные требования к работе с ней. Все эти требования значительно дополняются для работы с той молодёжью, которая имеет ограничения по возможностям здоровья и инвалидность.

1. Молодёжь с ОВЗ и инвалидностью очень ценит персонализацию и индивидуальный подход.
2. Для нового поколения не разделяется реальный и виртуальный миры.
Учёт совмещения реального и виртуального мира накладывает задачу сегментирования информации по секторам реального и виртуального в контексте формирования необходимых компетенций.
3. Отмечено более качественное партнёрство с родителями / воспитателями / взрослыми.
Важно отметить акцент на совместную работу, совместное развитие, акцент на результативное партнёрство в педагогике, воспитании, организации действий.
4. Отмечаются более высокие моральные стандарты, тонкое чувствование фальши.
Люди, имеющие ограничения, сталкивающиеся с элементами ограничений, значительно чувствуют моральные стандарты. Для работы в профессиональной школе это означает особый акцент на понимание и реализацию справедливости, открытости, адекватности.
5. Слабое концентрирование по времени.

Такое свойство характерно как для молодёжи, в целом, так и для инвалидов и лиц с ОВЗ, в частности. Такая позиция весьма коррелирована с современным требованием эффективности образовательного процесса, его высокой производительностью, ухода от «воды» к конкретике, практикоориентированность.
6. Отмечается тенденция иждивенчества к обществу и, как следствие, снижения мотивационной активности и ответственности.
7. Для описываемой категории молодёжи, естественным выступают те или иные ограничения по возможностям деятельности, описываемые в различных нозологиях.
Как видно, представленные особенности весьма различны, поэтому требуется их комплексный учёт.

МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЕ РЕКРУТИНГОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
И ОВЗ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время содействие экономической самостоятельности и занятости выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью является одной из приоритетных задач деятельности организаций высшего образования в нашей стране.

26 июня 2019 г., в рамках селекторного совещания на тему «Прием в вузы, организация целевого обучения и последующего трудоустройства выпускников», организованного Министерством науки и высшего образования РФ для подведомственных организаций высшего образования, вопрос инклюзивной работы как в процессе приёма, обучения, так и трудоустройства и формирования карьерных треков ставился отдельным весомым акцентом.

В Тульском государственном университете инклюзивное содействие занятости организуется работой Регионального центра содействия трудоустройству (РЦСТ). При этом осуществление разнонаправленных подходов происходит в эксклюзивных вариантах работы по ряду направлений.

1. Активное сотрудничество с предприятиями и организациями-работодателями.
В рамках такого взаимодействия:

— осуществляется информационно-документальный обмен по материалам, заявкам, резюме, методическим подходам;
— обеспечивается формирование в общем пуле деятельности по рекрутинговой социализации студентов и выпускников особых подходов для молодёжи с ОВЗ и инвалидностью, причём такие форматы прописываются в соответствующих договорах и соглашениях;
— организуется дополнительная цифровизация деятельности РЦСТ, обеспечивающее работу сайта центра, включающего предоставление актуальной информации, ведётся отдельная вкладка интернет-страницы, ориентированная на выпускников с ОВЗ и инвалидностью. В соответствие с современными требованиями аналогичная работа распространяется и на социальные сети, весьма популярные у молодёжи и современных работодателей.

2. Перспективная и фактическая работа совместно с общественными организация-ми региона, молодёжными объединениями, а также структурами органов власти области, муниципальных образований.

Наиболее показательным примером такой совместной работы является проведение Региональной Ярмарки вакансий и перспектив в Тульском государственном университете 17 апреля 2019 года.

Особая роль была уделена участникам от молодёжной организации Молодёжный центр «Спектр» и ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области». Для всех студентов они представляли актуальные методические материалы, проводили консультации. Особое место занимала аналогичная работа для студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Были организованы профессиональная компьютерная диагностика и консультирование, информирование по актуальным вакансиям и программам работы с соответствующими людьми. Отдельно выделенная возможность такого участия в Ярмарке вакансий позволила обеспечить инклюзивный подход в эксклюзивном формате.

Для всех студентов аналогично предыдущему пункту, проводится информационно-документальный обмен по нормативным документам и методическим материалам с общественными организациями региона, молодёжными объединениями, а также структурами органов власти области, муниципальных образований.

Уникальной практикой РЦСТ ТулГУ стал проект «Высшая школа карьеры». Он осуществлялся в разных форматах и направления с 2012 г. по 2018 г. В обязательном по-рядке к участию в нём привлекались (по желанию) студенты и выпускники с ОВЗ (всего 27 слушателей), которые в инклюзивном формате участвовали в практикумах, мастер-классах, тренингах, презентация, рекрутинговых квестах, промышленном туризме. Дополнительным эксклюзивным бонусом выступала возможность индивидуальной работы всех спикеров и организаторов с желающими участниками.

Безусловной задачей, выполняемой совместно с общественными и государственными организациями и структурами, являлся постоянный информационный обмен по статистически значимым данным, по актуальным вакансиям на рынке труда региона.

3. Отдельным аспектом эффективной системной работы является внутривузовская работа.
Тульский государственный университет проводит комплексную работу со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Поэтому ведётся тесный контакт с выпускающими кафедрами, профильными институтами, отделами и управлениями курирующими учёт и работу с особыми категориями студентов и выпускников. Такое сотрудничество призвано оперативно реагировать на возникающие организационные, методические, статистические вызовы.

4. Научно-методическая работа.
В рамках текущей деятельности специалистов РЦСТ ТулГУ осуществляется разработка, публикация, апробация научно-педагогических и методических разработок, их тиражирование в бумажном варианте и в интернет-пространстве.
Особое место тема инклюзивных подходов в содействии трудоустройству выпускников выделяется на площадке уникальной не только для Тульской области, но и для всей страны Региональной научно-практической конференции с международным участием «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования Тульской области». Конференция проводится в течение 5 лет, и каждый год включает в себя описание и рассмотрение соответствующих тематик в практиках, методиках и научных изысканиях специалистов рекрутинговой социализации молодёжи. Также практикуется свободная трибуна для высказываний студентов/выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

5. Поддержка позитивных студенческих/общественных начинаний.
Так положительной выступает поддержка молодёжных / общественных инициа-тив, направленных на содействие карьерного построения, адаптации и занятости студен-тов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью. РЦСТ обеспечивает условия их оптимальной реализации в вузе, а также в регионе. Успешным примером является работа участника «Высшей школы карьеры» Елены Маклиной, которая реализовала идею обучения сла-бослышащих учеников в регионе. Этот проект поддержан также и на региональном уровне.

Помимо основной работы проводится и анализ рекрутинговой ситуации и само-оценки выпускников университета, например, профессиональная диагностика.

Также Региональным центром содействия трудоустройству Тульского государ-ственного университета проводится постоянная работа по формированию стратегии об-щей деятельности в вузе по поддержке студентов и выпускников с ограниченными воз-можностями здоровья и инвалидов. Предлагаются различные варианты (предложения) по различным уровням работы профессиональной образовательной организации.

Так предложен акцент на реализацию практик. Для этого образовательная органи-зация должна составить перечень организаций и предприятий, которые могут осуществ-лять организацию прохождения практики для студентов с ограниченными возможностя-ми по состоянию здоровья. Образовательные подразделения (например, кафедры) допол-нительно обязаны разработать Рабочие программы на все виды практик с соответствую-щим набором компетенций в щадящем (инклюзивном) режиме их получения.

Важен акцент на постдипломное сопровождение выпускников с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, включающее, например:
— предоставление информации в отдельном блоке (очно, заочно, дистанционно) по программам для лиц с с ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
— разработка персональных планов карьерного построения с участием ЦЗ города и региона;
— мониторинг занятости на протяжении длительного периода.
Рассматриваются особенности необходимого кадрового и материально-технического обеспечения мероприятий по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, в том числе:
— наличие и поддержка в профессиональной школе условий инклюзивного процесса не только образования, но и для внеучебной (рекрутинговой) работы;
— наличие средств мобильной поддержки (переносные комплексы для тестирования);
— наличие специальных версий для Интернет-источника, методических рекомендаций;
— стендовое оборудование (специальное: звуковое, осязательное);
— наличие звукоусиливающего оборудования (группового и/или индивидуального);
— использование сурдопереводчиков в мероприятиях и работе;
— повышение квалификации имеющихся кадров по программам для студентов и выпускников для студентов с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

Для учёта и обратной связи с выпускниками с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и работодателями рекомендуется:
— первоначальное выявление (определение) студентов с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, ведение специализированной базы с учётом их персональных событий на период обучения;
— систематических мониторинг рынка труда соответствующих вакансий и обычных вакансий;
— систематических мониторинг занятости выпускников для студентов с ограни-ченными возможностями по состоянию здоровья (очная, через интернет-ресурсы, через работодателей, через учебные подразделения, через друзей и родителей (по возможно-сти)).
Предлагается составление портфолио профессиональных компетенций студента с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.
Предметный портфолио состоит из 3 блоков:
— самопрезентация;
— комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения по соот-ветствующей дисциплине/модулю.;
— информация по условиям ограничения деятельности.

Реклама

Самопрезентация содержит сведения о студенте: — Ф.И.О.; — фото; — специальность; — контактный телефон. — самооценка себя и своих перспектив (резюме).
Включает в себя:
1. Индивидуальные достижения студента в период обучения
2. Образовательные результаты в освоении учебной дисциплины, профессионального модуля
3. Результаты практической деятельности.
4. Результаты внеучебной деятельности (творческой, социально – общественной, научной, трудовой и пр.)
По возможности всё подтверждается в блоке комплекта документов:
— отзывы и характеристики;
— сертификаты, грамоты, свидетельства;
— дипломы и подобное;
— приказы;
— письма;
— фотографии;
— ссылки;
— прочее по желанию выпускника.

Информация по условиям ограничения деятельности – медицинская карта и про-чие документы, определяющие специальные условия работы.

Безусловно, предложенные варианты поддержки студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов реализуются в комплексе и требуют соответствующих ресурсов. Однако университет формирует чёткие направления работы и некоторые её механизмы.

В имеющихся реальных и ожидаемых условиях занятости, важным аспектом является непосредственная контактная работа специалистов РЦСТ при осуществлении комплексного мониторинга занятости выпускников ТулГУ.
— участникам мониторинга с инвалидностью и ОВЗ создаются все условия для контактного общения: выделено помещение, работа вне временных ограничений, возможность мобильного ведения мониторинга, формирование удобной консультационной зоны, адресная консультация, в т.ч. через интернет-ресурсы и телефонную связь;
— предоставление, тиражирование, пояснение по методическим материалам;
— организация соответствующего раздела на сайте РЦСТ для «содействия трудо-устройству лиц с ограниченными возможностями»;
— типизация специальной версии сайта университета для пользователей, имеющих ограничения здоровья по зрению.

Общим направлением работы со студентами / выпускниками с инвалидностью и ОВЗ является создание условий для того, чтобы они имели одинаковые возможности для своей рекрутинговой социализации – инклюзия. Однако, для имеющихся фактических ограничений, работа университета является эксклюзивной для обеспечения необходимого уровня инклюзивности.
Например, итоговая статистика подтверждает эффективную рекрутинговую ситуацию даже на начальной стадии поствузовского периода социально-профессионального становления выпускников (табл.).

Статистика занятости выпускников с ОВЗ и инвалидностью
Год
выпуска 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Процент
занятых 94 100 100 92 94 95

* – данные на 30.03.2020 г.
ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ АВТОРА

Автор – инвалид 2 группы с заболеванием эпилепсией. Автор начал искать работу на 1 курсе бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция», обучаясь в вузе с 2014 года.

В нашей стране инвалидов на работу не берут. Самим очень тяжело устроиться на работу, так как с неврологическими, психическими расстройствами, с проблемами опорно-двигательного аппарата «отказывают» в приёме на работу из-за болезни, а также из-за того, что у инвалидов 1 и 2 групп, сокращённый рабочий день, то есть– 35 часов в неделю вместо 40 часов. А зарплату, если платят, то меньше чем положено по закону. А также у нас в обществе допускается дискриминация инвалидов при приёме на работу. Личный опыт при поиске работы подтверждает такие утверждения: из-за инвалидности, из-за диагноза. Работодатель не имеет права отказывать в приёме на работу из-за группы инвалидности и заболевания, за это предусмотрен штраф, 5000 рублей.

Главное, идти подать в суд на работодателя, если он отказывает в приёме на работу из-за группы инвалидности и заболевания, или идти выше. Обращаться в прокуратуру, обратиться к депутату на приёме, сходить на встречу с Главой администрации города, чтобы помогли найти работу. Автор ходил к депутату, к мэру, на встречу к Главе администрации города, чтобы найти работу, и добился своего.

Трудовой опыт начинается с 4 декабря 2018 года.. Главное — идти к цели, добиваться своего, и всё получится.

Для ищущих работу инвалидов важно знать законодательство, так Федеральный закон №181-ФЗ в ст. 20 формирует Обеспечение занятости инвалидов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4) создания инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА;
5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организация обучения инвалидов новым профессиям.
Порядок проведения специальных мероприятий определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть вторая введена законом Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ).

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же, если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности от 5000 до 10000 рублей.

По ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приёме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдаёт отчётность в службу занятости.

Личный опыт автора и ссылки на правовые акты позволит снизить риски быть не трудоустроенным инвалидам и лица с ограниченными возможностями здоровья.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Проведённый автором анализ известных механизмов содействия трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе позволил сделать вывод, что такой комплекс работы поможет студентам стать более активными и мобильными в профессиональном и социальном смысле.

В рамках содействия трудоустройству соответствующих студентов и выпускников отмечена работа в следующих направлениях:

— взаимодействие с работодателями – крупными компаниями и организациями Тулы, Тульской области и других регионов России по вопросам трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью на основе договоров различной направленности, получение от них заявок на заполнение имеющихся вакансий;
— мониторинг состояния и тенденций на рынке труда для соискателей инвалидов и с ОВЗ, поиск вакансий; ведение банка вакансий, поступивших в вуз от предприятий и организаций; размещение вакансий в разделе «Имеющиеся вакансии» на сайте, а также на информационных стендах профессиональной школы;
— изучение мнения предприятий, организаций о качестве подготовки соответствующих специалистов вовлечение предприятий в формирование учебных программ, в обучение и организацию практики студентов;
— организация участия студентов с ОВЗ и инвалидностью в Ярмарках вакансий, презентациях предприятий, в конференциях и других мероприятиях, посвященных вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников;
— информирование и консультирование соответствующих студентов и выпускников университета и работодателей по вопросам занятости и трудоустройства. Подбор таких кандидатов из числа студентов и выпускников на вакантные должности, заявленные работодателями, с учетом профессиональных навыков и личных качеств, в т.ч. указанных в ИПРА, предъявляемых ими к будущим сотрудникам;
— организация посещения студентами с ОВЗ и инвалидностью тренингов и семинаров по навыкам эффективного трудоустройства и способам построения карьеры;
— подготовка и рассылка в дирекции институтов, деканаты факультетов, учебные части колледжей актуальной и полезной информации для использования в работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ по вопросам оценки качества подготовки специалистов работодателями, трудоустройства выпускников, построения карьеры, поведения на рынке труда.
— мониторинг трудоустройства соответствующих выпускников университета, ведение базы данных компаний, в которых работают выпускники профессиональной школы;
— организация временной занятости студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Теоретическая значимость работы определена панализом и систематизацией конкретных предписаний и подходов в комплексной реализации задачи содействия трудоустройству студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Заложены чёткие и адекватные модели, в т.ч. прогностические, по вопросам трудоустройства, социальной активности выпускников, удовлетворения изменчивых потребностей организаций-работодателей.

Практическая значимость обусловлена представлением конкретного комплексного механизма содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Обеспечивается главенствующая функциональная роль РЦСТ Тульского государственного университета в регионе по содействию трудоустройству соответствующих выпускников, в т.ч. и по продолжению обучения на следующем образовательном уровне.
Автор, будучи сам инвалидом, предлагает реализацию своих предложений на базе упоминаемого Центра, что позволит развивать трудоустройство молодёжи не только Тульского государственного университета, но и, в том числе, других образовательных организаций Тульской области.

Автор имеет успешный организационный, методический опыт в вопросах волонтёрства-рекрутмента молодёжи.
В качестве организаторской и партнёрской поддержки работы автор предлагает привлечение партнёров высокой профессиональной компетенции в области рекрутинговой социализации молодёжи:
1. ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области»,
2. Практикующие рекрутеры от организаций-работодателей, кадровых агентств и холдингов,
3. Специалисты общественных организаций поддержки инвалидов,
4. Региональный центр содействия трудоустройству ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»,
5. Региональный центр содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Тульской области, министерства образования Тульской области, ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».

Перечисленные структуры и участники зарекомендовали себя как высоко компетентностные организации и специалисты рекрутинговой социализации и адаптации к рынку труда, работающие в активном коммуникационном формате.

Также автор имеет 1 публикацию по тематике своего проекта, которую я представила лично с выступлением:
Полякова А.Д. Трудоустройство инвалидов (из личного опыта) / Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников организаций профессионального образования Тульской области: сборник материалов VI Региональной науч-но-практической конференции с международным участием. 23 октября 2019 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 89-90.

Полякова Анна Дмитриевна с научным руководителем на заседании
VI Региональной научно-практической конференции с международным участием,
23 октября 2019 г.
в Тульском государственном университете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полякова Анна Дмитриевна предложила практику содействия трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе: колледже и/или вузе – для развития самоориентации и самореализации, снижения социальных напряжённости, субъективных пессимизма и неуверенности в своих силах соответствующей молодёжи.
Актуальность проекта обусловлена тем, что вопрос трудоустройства для выпуск-ника с ОВЗ и инвалидностью любой профессиональной школы, в том числе и в значительной степени для Тульского государственного университета, опорного вуза региона, является важной и насущной проблематикой как социального, так и личностного характера. Субъективный пик наступает в последние годы обучения студента, когда профессиональное будущее становиться реальным вопросом ближайшего времени.

Автор сама является инвалидом 2 группы с заболеванием эпилепсия, и мне важно трудоустройство по специальности, что обусловлено полученными компетенциями и следующей из этого плодотворной деятельностью с достойной материальной мотивацией.

Новизна проекта определена комплексным, репрезентативным подходом в содействии трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе.
Достигается цель проекта – комплексное исследование содействие трудоустройству студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе на базе функционирующего Регионального центра содействия трудоустройству Тульского государственного университета, волонтёром-рекрутером которого является автор.

В соответствии с поставленной целью решены следующие теоретико-практические задачи:
1. Детально изучены особенности потребности соответствующей молодёжи.
2. Проведён анализ имеющихся механизмов содействие рекрутинговой социализации студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ в профессиональной школе, представлена статистика.
3. Отмечено личное видение и опыт автора.

0

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Анна

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 10Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *