КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. βάπτισμα τοῦ Κυρίου; лат. baptisma Domini), один из глав­ных хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, ус­та­нов­лен­ный в вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Ии­су­са Хри­ста про­ро­ком Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем в во­дах р. Иор­дан. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции от­но­сит­ся к чис­лу дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; от­ме­ча­ет­ся 6(19) ян­ва­ря.

КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ photo

Со­глас­но Еван­ге­ли­ям (Мф. 3; Мк. 1:4–11; Лк. 3:2–18, 21–22; Ин. 1:19–34), Ио­анн Кре­сти­тель про­по­ве­до­вал среди из­ра­иль­ско­го на­ро­да не­об­хо­ди­мость по­кая­ния для про­ще­ния гре­хов пе­ред встре­чей гря­ду­ще­го Мессии и вхо­ж­де­ни­ем в Его цар­ст­во и со­вер­шал над уве­ро­вав­ши­ми об­ряд омо­ве­ния (греч. βάπτισμα, в слав. пе­ре­во­де – кре­ще­ние).

При­ход к Ио­ан­ну в Ви­фа­ва­ру при Иор­да­не Ии­су­са, же­лав­ше­го кре­стить­ся, как все, вы­звал в про­ро­ке смя­те­ние, по­сколь­ку Ии­сус и был ожи­дае­мым Мес­си­ей (греч. Χριστός – Хри­стос). Т. о., Ии­сус впер­вые явил здесь Се­бя как Мес­сия. Здесь же Он впер­вые явил Се­бя и Сы­ном Бо­жи­им, Вто­рым Ли­цом Пре­свя­той Трои­цы: при Его кре­ще­нии с не­бес раз­дал­ся глас От­ца: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние».

Не имея в Се­бе гре­ха, Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос не имел ну­ж­ды в по­кая­нии и омо­ве­нии, но на не­до­уме­ние Ио­ан­на Он от­ве­тил ука­за­ни­ем «ис­пол­нить вся­кую прав­ду». При­няв от Ио­ан­на кре­ще­ние, Хри­стос тем са­мым вы­ра­зил ­сми­рение, а так­же Своё еди­не­ние с людь­ми, гре­хи ко­то­рых брал на Се­бя. Кро­ме то­го, сой­дя в Иор­дан, Он ос­вя­тил Со­бой ес­те­ст­во во­ды и по­ло­жил ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го та­ин­ст­ва кре­ще­ния.

В кре­ще­нии Хри­ста со­вер­ши­лось яв­ле­ние Трие­ди­но­го Бо­га: кре­ще­ние Сы­на, глас От­ца, со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя. По­это­му КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ ина­че на­зы­ва­ет­ся Бо­го­явле­ни­ем. С это­го со­бы­тия на­чал­ся пе­ри­од об­ще­ст­вен­но­го слу­же­ния Ии­су­са Хри­ста.

История происхождения

Цер­ков­ный празд­ник КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ вос­хо­дит к древ­не­му вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­му, ве­ро­ят­но алек­сан­д­рий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния (впер­вые упо­ми­на­ет­ся Кли­мен­том Алек­сан­д­рий­ским), празд­ни­ку Епи­фа­нии (греч. ἑπιφάνεια  – чу­дес­ное яв­ле­ние, про­яв­ле­ние Бо­же­ст­вен­ной си­лы), или Тео­фа­нии (греч. Θεοφάνια  – Бого­яв­ле­ние). Тео­фа­ния ста­ла пер­вым боль­шим хри­сти­ан­ским тор­же­ст­вом, имею­щим фик­си­ров. ка­лен­дар­ную да­ту – 6 ян­варя.

Пер­во­на­чаль­но Тео­фа­ния вклю­ча­ла в се­бя и празд­но­ва­ние Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, по­это­му её бо­го­слов­ский смысл со­дер­жал боль­ше от­тен­ков, не­же­ли смысл празд­ни­ка К. Г. Тео­фа­ния – это и во­пло­ще­ние Ии­су­са Хри­ста от Св. Ду­ха и Де­вы Ма­рии, и Его ро­ж­де­ние в Виф­лее­ме, и Его кре­ще­ние от Ио­ан­на в Иор­да­не (яв­ление Се­бя Мес­си­ей и Сы­ном Бо­жи­им), и со­вер­шён­ное Им пер­вое чу­до в Ка­не Га­ли­лей­ской, явив­шее Его Бо­же­ст­вен­ную си­лу.

По­сле при­ня­тия хри­сти­ан­ским Вос­то­ком в 4–5 вв. празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва смысл празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния сосре­до­то­чил­ся на кре­ще­нии Ии­су­са Хри­ста в Иор­да­не. При этом в бо­гослу­жеб­ном ус­та­ве со­хра­ни­лась связь КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ с Ро­ж­де­ст­вом: оба празд­ни­ка име­ют пред­празд­нич­ные со­чель­ни­ки, а празд­нич­ная ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся по чи­ну свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Не­ко­то­рые церк­ви, напр. Ар­мян­ская апо­столь­ская цер­ковь, со­хра­ни­ли тра­ди­цию од­но­вре­мен­но­го празд­но­ва­ния КРЕЩЕ́НИЯ ГОСПО́ДНЕГО и Ро­ж­де­ства: в ка­лен­да­рях этих церк­вей нет от­дель­но­го празд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Освящение воды

19 января photo
Photo by spbda КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Осо­бен­но­стью пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ яв­ля­ет­ся ос­вя­ще­ние во­ды, со­вер­шае­мое как в хра­мах, так и на от­кры­тых во­до­ёмах. Вы­ход для ос­вя­ще­ния во­ды на­зы­ва­ет­ся «хо­ж­де­ни­ем на Иор­дан». В совр. прак­ти­ке во­да ос­вя­ща­ет­ся два­ж­ды: на­ка­ну­не празд­ни­ка, в кре­щен­ский со­чель­ник, и соб­ст­вен­но в день празд­ни­ка, по­сле ли­тур­гии (ве­ли­кое во­до­ос­вя­ще­ние).

Тра­ди­ция ос­вя­ще­ния во­ды на­ка­ну­не празд­ни­ка, воз­мож­но, вос­хо­дит к древ­ней прак­ти­ке кре­ще­ния в сам день Бо­го­яв­ле­ния го­то­вив­ших­ся при­нять это та­ин­ст­во – ог­ла­шен­ных. Тра­ди­ция ве­ли­ко­го во­до­ос­вя­ще­ния свя­за­на с обы­чаем па­ле­стин­ских хри­сти­ан ше­ст­во­вать в день Бо­го­яв­ле­ния на Иор­дан к по­читае­мо­му мес­ту кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Пе­ред кре­щен­ским со­чель­ни­ком за­вер­ша­ют­ся т. н. Свя­тые дни празд­но­ва­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

В ка­то­лич. тра­ди­ции празд­ник Бо­гояв­ле­ния Гос­по­да (6 янв.) со­хра­ня­ет древ­нюю те­му яв­ле­ния Хри­ста и про­све­ще­ния языч­ни­ков. Су­ще­ст­ву­ет обы­чай ос­вя­ще­ния ла­да­на и ме­ла, ко­то­рым свя­щен­ник пи­шет на две­рях до­мов на­чаль­ные бу­к­вы апок­ри­фи­че­ских имён еван­гель­ских вол­хвов – Кас­па­ра, Мель­хио­ра, Баль­та­за­ра. В 20 в. в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви ус­та­нов­лен так­же празд­ник Кре­ще­ния Гос­по­да (в 1-е вос­кре­се­нье по­сле 6 янв.), по со­дер­жа­нию ана­ло­гич­ный пра­во­слав­но­му. Под влия­ни­ем бо­го­слу­же­ния ка­то­лич. церк­вей вос­точ­но­го об­ря­да ус­та­нов­лен (не по­все­ме­ст­но) обы­чай ос­вя­ще­ния во­ды.

Источник: Рубан Ю. И., Павлинов П. С. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/religious_studies/text/2110805 Дата обращения: 16.01.2020

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Newsee

Аватар 0
Комментарии: 0Публикации: 108Регистрация: 05-08-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *